Утверждаю
Заведующая ______И.Г. Капитан
«1» сентября 2012г
Учебный план на 2012 – 2013гг.
Количество занятий по возрастным группам
(в неделю, за учебный год – 36 учебных недель)
Возрастные группы |
Группа раннего возраста | 2-ая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительнная к школе группа | |||||||||
Занятия | ||||||||||||||
неделя | уч.год | неделя | уч.год | неделя | уч.год | неделя | уч.год | неделя | уч.год |
| ||||
Физическая культура, здоровье | 2
| 72 | 3
| 108 | 3
| 108 | 3
| 108 | 3
| 108 |
| |||
Социализация | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | 1 | 36 | 1 | 36 |
| |||
Познание | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | 1 | 36 | 1 | 36 |
| |||
музыка | 2 | 72 | 2 | 72 | 2 | 72 | 2 | 72 | 2 | 72 |
| |||
Коммуникация(развитие речи и коммуникативных способностей) | 1 | 36 | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | 1 | 36 | 1 | 36 |
| |||
Подготовка к обучению грамоте | -- | -- | -- | -- | -- | -- | 1 | 36 | 1 | 36 |
| |||
Познание(развитие сенсорной культуры,развитие математических представлений) | 1 | 36 | 1 | 36 | 1 | 36 | 1 | 36 | 1 | 36 |
| |||
Чтение художественнойлитературы | 1 | 36 | 0,5 | 18 | 0,5 | 18 | 1 | 36 | 1 | 36 |
| |||
Художественное творчество | 2 | 72 | 2 | 72 | 2 | 72 | 2 | 72 | 2 | 72 |
| |||
Познание(экология) | - | - | - | - | - | - | 1 | 36 | 1 | 36 |
| |||
ИТОГО: | 10 | 360 | 10 | 360 | 10 | 360 | 13 | 468 | 14 | 504 |
| |||
Дополнительное образование по выбору (кружки) – 34 учебные недели |
| |||||||||||||
«По дороге к школе» | -- | -- | -- | -- | -- | -- | 2 | 68 | 2 | 68 |
| |||
«Цветная палитра» | -- | -- | 1 | 34 | 2 | 68 | 2 | 68 | 2 | 68 |
| |||
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад поселка Романово
СОГЛАСОВАНО
| УТВЕРЖДАЮ заведующая МАДОУ д/с п. Романово ________________20 12 г. МП |
Учебный план
МАДОУ д/с п. Романово
на 2012 -2013 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану
1. Основная часть
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад поселка Романово реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, адаптированную в соответствии с Федеральными государственными требованиями, а так жев соответствии:
· Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании»;
· Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 №2562;
· Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.2660-10- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07. 2010 № 91;
- об утверждении СанПиН 2.4..1.2731-10 «Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного РФ врача от 20.12.2010 №164;
· Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
· Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
· Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
-регионального стандарта качества дошкольной образовательной услуги в учреждениях Калининградской области
- Уставом ДОУ;
-лицензией, выданной службой контроля и надзора в сфере образования выданной 07.09.2012г , серия 39ЛО1 №0000029;
В структуре учебного плана выделены следующие части : инвариантная деятельность и вариативная с соблюдением принципов дифференциации и вариативности.
Инвариантная часть(базовая) обеспечивает выполнение обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуется через непосредственно образовательную деятельность в соответствии с программой «Детство», адаптированную к Федеральным государственным требованиям.
Вариативная часть(модульная) реализуется через непосредственно образовательную деятельность через дополнительные общеобразовательные программы:
-художественно-эстетического направления: «Цветные ладошки «И.А. Лыковой; «Камертон» Э.П. Костиной.
-познавательно-речевого –направления «Программа развития речи детей дошкольного возраста» О.С. Ушаковой; «»Юный эколог» С.Н. Николаевой;
-физического направления «Физическая культура –дошкольникам» Л.Д. Глазыриной.
Установлено соотношение между инвариантной и вариативной частью:
· инвариантная часть – не менее 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. В соответствии с требованиями комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. В инвариантной части плана определено минимальное количество занятий, отведённое на образовательные области, определённые в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Инвариантная часть обеспечивает результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, обозначенные в пункте 3.5 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655:
· вариативная часть – не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть плана обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно реализовать социальный заказ на общеобразовательные услуги, учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Объём учебной нагрузки в течение недели определён в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПин 2.4.1.1249-03), а также инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16.
В учебный план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области:
1. художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
2.познавательно-речевое направление – ОО «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
3.социально-личностное направление –«Социализация», «Труд», «Безопасность»
4.физическое направление – « Физическая культура», «Здоровье».
Реализация плана НОД предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
2.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Образовательная область | Цель | Задачи |
Физическая культура | Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие | - Развитие физических качеств - Накопление и обогащение двигательного опыта - Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности в физическом совершенствовании |
Здоровье | Охрана здоровья детей и формирование культуры здоровья | - Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей - Воспитание культурно-гигиенических навыков - Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания | - Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них - Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения - Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства - Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и природы ситуациям |
Социализация | Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений | - Развитие игровой деятельности - Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) - Формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
Труд | Формирование положительного отношения к труду | - Развитие трудовой деятельности - Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - Формирование элементарных математических представлений - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Познание | Развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей | - Сенсорное развитие - Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности - Формирование элементарных математических представлений - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Коммуникация | Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром | - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми - Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности - Практическое освоение воспитанниками норм речи |
Чтение художественной литературы | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг | - Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи - Приобщение к словесному искусству |
Художественное творчество | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении | - Развитие продуктивной деятельности детей - Развитие детского творчества - Приобщение к изобразительному искусству |
Музыка | Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку | - Развитие продуктивной деятельности детей - Развитие детского творчества - Приобщение к музыкальному искусству |
3. Режим проведения непосредственно-образовательной деятельности
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: дети раннего возраста (третьего года жизни)- 1ч30мин,в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 30 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) – 3ч20мин, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 5 часов 10 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 7 часов.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 3-го года жизни –не более 10 мин; для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников содержание образования представлено образовательными областями:
- Познание (математика, природный мир, познание свойств и качеств предметов);
- Коммуникация (развитие речи, подготовка к обучению грамоте);
- Чтение художественной литературы;
- Социализация (игровая деятельность, формирование элементарных норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстникам, познание себя и других);
- Труд (ценностное отношение к труду);
- Безопасность;
- Музыка;
- Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд);
- Физическая культура;
- Здоровье;
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Для достижения поставленных целей и задач и реализации общеобразовательной программы разрабатывается и утверждается годовой план воспитательно-образовательной работы учреждения. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. В середине учебного года с 25 декабря по 31 декабря – каникулы, непосредственно образовательная деятельность не проводятся, в летний период проводятся только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). Отменяются нод: 27 марта – Международный день театра, во время которого проходит конкурс инсценированной сказки, в день здоровья -7 апреля, проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. В качестве форм организации образовательного процесса применяются: игры (ролевые, дидактические, развивающие, спортивные и др.),диалоги, беседы, аудио– и видео– занятия, организация творческой работы, соревнования, конкурсы, эстафеты, образовательные ситуации. Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей, личностно-ориентированный подход воспитателя.
Социально-личностное развитие воспитанников реализуется также через сюжетно-ролевые игры, которые проводятся в совместной деятельности воспитателя и ребенка 2 раза в неделю. Театрализованная деятельность детей проводится во второй половине дня в совместной деятельности воспитателя и ребенка 1 раз в неделю.
Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.
Концептуальной основой организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ является интегрированный подход к построению пед.процесса, который реализуется через комплексно- тематическое планирование .
Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной и специально организованной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.
Руководствуясь основными нормативно-правовыми документами (см. выше), с целью реализации задач программы для укрепления психического и физического здоровья воспитанников, углубления и расширения их знаний, развития творческих способностей детей с учетом их интересов и по запросам родителей, в МАДОУ организована работа различных кружков.
Кружковая работа проводится с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Дети в средней группе посещают 1 кружок художественно-эстетической направленности, в старшей группе посещают один кружок художественно-эстетической направленности и один кружок интеллектуально – познавательной направленности. Поэтому в учебном плане записано недельное количество и время кружков.